Эпоха больших форм

Современный брандмауэр пришел нам из древнего Рима

Нестандартная наружная реклама – брандмауэры- только недавно стали частью привычного городского пейзажа. Воцарившись на стенах домов, они потеснили привычные билл-борды и лайт-боксы. Но все новое – хорошо забытое старое. Рекламный брандмауэр почти ровесник наружной рекламы. Он продукт ее развития от банальных вывесок до сложных банеров размером в небоскреб. Всего каких-то 20 лет назад крупноформатная реклама была частью могущественной советской пропагандистской машины, а огромные брандмауэра с изображениями Маркса, Энгельса и Ленина встречались почти в каждом крупном городе.

От объявления к устрашению В древнем Риме на улицах рекламировали множество товаров, услуг и зрелищ, начиная с бойцов-гладиаторов и заканчивая претендентами на крупные выборные государственные должности. Долгое время рекламная деятельность велась бессистемно. Писали буквально на всем, что под руку попадалось. В результате такая «заборная» реклама вовсе не украшала город. Наконец терпение властей лопнуло, и они постановили выделить на общественных зданиях и частных домах участки белой стены для объявлений. Называли их альбумами. Стоило белым участкам полностью покрыться надписями, как слуги выбеливали все написанное, и брандмауэр был готов для повторного использования. Скоро альбум превратился в своеобразную газету бесплатных объявлений, а Юлий Цезарь даже превратил его в правительственный вестник, разместив там постановления Сената. Римляне - большие мастаки по части массовых зрелищ. Одно из самых красочных – триумф полководца. Это военные шествие победителей сопровождалось показательной демонстрацией пленных и трофеев, а также огромными надписями, которые демонстрировали девиз виновника торжества. Например, Цезаря после его побед на востоке сопровождал рекламный банер «Пришел, увидел, победил». В эпоху Средневековья большие формы не в почете. Предпочитают небольшие вывески, афиши, летучие листки и гравюры. Но даже кратковременное появление крупноформатной наружной рекламы иногда приводит к неожиданным последствиям. Так случилось в середине XIV в. в Риме. Политик Кола ди Риенцо приказал в различных местах на стенах развесить апокалипсические сцены надвигающегося будущего города. Это воспламенило гнев народа против власти римского папы. Возглавив бунт, ди Риенцо приказал сменить изображения на картины «светлого будущего»: костер с горящими в нем недругами и женщиной на первом плане, на фоне церкви, из которой появлялся ангел и подавал руку женщине, чтобы спасти ее. Подпись гласила: «Наступает время великого правосудия: жди его». Часто средневековые властители использовали крупноформатную наружную рекламу для устрашения подданных. Например, рисовали на стенах домов повешенных преступников. Это производило большой психологический эффект. Капитализм дал толчок развитию коммерческой рекламы. С XVIII в. стены домов покрываются толстым слоем всевозможных рекламных объявлений. Во Франции власти борются с этим с помощью штрафов, но безуспешно. А во времена Великой французской революции рекламные листовки сменяются политическим рекламным плакатом. В Англии плакатный настенный бум наступает в середине ХІХ в. Дома обростают бумажной «чешуей», а полиция с ног сбивается, вылавливая ночных расклейщиков. Но на одного оштрафованного парня приходились десятки людей, успевавших обновить контент рекламного брандмауэра.

старинный брандмауэр киев

Иногда дело доходило до крупных скандалов. В 80-х годах ХІХ в. в Лондоне появились плакаты, рекламирующие цирковое зрелище. На рекламном баннере изобразили циркачек в трико телесного цвета, что вызвало взрыв возмущения у пуритански настроенной публики. Рекламный фасад империи У нас реклама на фасадах зданий появилась во времена расцвета могущества Российской империи. Ее основатель Петр І любил крупноформатную политическую рекламу в виде триумфальных арок. В честь подписания Ништадсткого мира со Швецией он поставил четыре таких конструкции, на которых в аллегорической форме прославил успехи русского оружия. В XVIII в. в крупных городах России на стенах домов лепили разнообразные вывески, как правило, низкого художественного пошиба. Поэтому в 1749 г. императрица Елизавета Петровна запретила рисовать визуальную рекламу на стенах домов, велела ограничиться простыми надписями. Полиция несколько дней уничтожала вывески, но скоро успокоилась, и все пошло по-старому. Провинциальные города не отставали от имперской столицы. Киевское купечество нашло применение для торцевых стен кирпичных зданий. Почти как древние римляне они масляной краской писали там разные рекламные объявления. Со временем из множества сообщений формировалась общая расписная стена - прототип современного брандмауэра. На главной улице города – Крещатике – в начале ХХ в. ютилось 108 разных заведений от магазинов до гостиниц. И каждое старалось рекламировать свой товар с помощью рекламных вывесок. Даже здание городской Думы на современном Майдане Независимости украшала подобная наружная реклама. 1917 год изменил все. Коммерческая реклама оказалась под запретом. Но советская власть хотела поддержать собственный имидж, поэтому тяготела к большим рекламным формам. Это проявилось уже на годовщину революции. В 1918 г. здание гостиницы Метрополь в Москве украсили гигантским рекламным баннером с изображением рабочего, уходящего из горящего города со светильником знания. На фасаде Городской Думы красовался брандмауэр - пахарь с пышным колосом золотой пшеницы и румяными плодами. «Крестьянин даст рабочему хлеб — рабочий даст крестьянину мир», - вещал рекламный баннер на историческом музее.

рекламный фасад

Одновременно глава Совнаркома Ленин и председатель ВЦИК Свердлов открыли брандмауэр «Павшим в борьбе за мир и братство народов» на Сенатской башне Кремля. По иронии судьбы именно под ней позже возведут мавзолей вождю русской революции, который станет центром массовых праздников на Красной площади.

Наружная реклама

Золотой век советской рекламы В начале 20-х годов на улицы советских городов вернулась наружная реклама. Новая экономическая политика (НЭП) компартии возвратила частную собственность на мелкие предприятия, допустила в экономику хозрасчет, а вместе с этим и рекламную деятельность. В конкурентной борьбе с частным сектором государство обратилось за помощью к рекламистам. Этот период по праву считают золотым веком советской рекламы. То была эпоха смелых экспериментов в рекламном искусстве. В авангарде изменений - рекламщики-конструктивисты. Их фирменный стиль – строгость, лаконичность, утилитарность художественных форм. Визитной карточкой конструктивизма в Москве стал дом Моссельпрома. Это объединение по переработке сельскохозяйственной продукции включало в себя мукомольные, кондитерские и шоколадные фабрики, пивоваренные заводы и табачные предприятия. Чтоб успешно конкурировать с частниками в ход пустили тяжелую артиллерию – творчество поэта Владимира Маяковского. Он то как раз и придумал самый популярный рекламный слоган 20-х – «Нигде кроме, как в Моссельпроме!». Первое, что видели покупатели при подъезде к дому Моссельпрома, - гигантский брандмауэр торцевой стене. Мастерски были вписаны в него окна, котельные трубы и кирпичные тяги. Реклама занимала шесть верхних этажей - на каждом из них было изображено по одному рекламируемому продукту. Но чтобы у зрителя не рябило в глазах, надписи образовывали пары. На изломанном, Л-образном карнизе дважды повторялась надпись "Моссельпром". От нее к названиям предлагаемой продукции вели стрелки. В левой части стены находились восьмигранники, окрашенные в красно-желтые полосы, перевязанные, как конфетные коробки, черными лентами. На них сделаны надписи: "дрожжи", "папиросы", "пиво и воды", "печенье", "конфекты", "шоколад". Надписи расположены в таком порядке не случайно, они создавали логический переход от одной пары к другой и в то же время были выстроены на противопоставлениях внутри каждой пары: дрожжи - папиросы, пиво - воды, шоколад - печенье. На подсознательном уровне названия запоминались легко. Самая высокая надпись - "дрожжи" - растет как на дрожжах, "папиросы" - легкий дым и тут же переход от папирос к пиву и т. д. На правой части стены изображены рекламируемые продукты: папиросы "Герцеговина Флор", молоко и пиво "Друг желудка", конфеты "Мишка косолапый" и др. Под окнами восьмого, шестого и четвертого этажей стену "перечеркивала" фраза "Нигде кроме, как в Моссельпроме!". С правого торца на котельной трубе помещалась гигантская, во всю высоту дома надпись: "Моссельпром". Авторы этого рекламного шедевра - художники Александр Родченко и Варвара Степанова.

Реклама на фасадах

Не отставал от Моссельпрома и Автодор - общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог. Его рекламировали на обычной фанере, или прямо на брандмауэрной стене. Главный призыв – к участию в лотерее на благо автомобильного транспорта, тракторного и дорожного дела.

рекламный баннер

Реклама без рынка Нэповскому расцвету наружной рекламы положили конец события конца 20-х гг. После введения нормированного снабжения населения по карточкам коммерческая реклама уже была не нужна советскому обществу. На некоторое время она изгнана со стен домов в городах. На смену смелым находкам конструктивистов пришли простые изображения в духе соцреализма. После отмены карточной системы в 1937 году рекламная деятельность даже государственного характера оказалась на низком уровне. Продукция, которую рекламировали, не всегда была доступна населению, поскольку товаров массового потребления выпускали мало. Но пространство для креатива оставалось всегда. Нарком пищевой промышленности Анастас Микоян озаботился низким уровнем потребления крабов среди населения. Так родился знаменитый слоган «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы», размещенный на брандмауэрах в Москве и других городах. Но большинство рекламной продукции плакатного типа в то время при помощи трафаретов просто переносили на фанерные щиты рекламных брандмауэров. В результате изображения увеличивались и существенно искажались. Иногда доходило до комичных казусов. Художник комбината “Союзпищепромреклама” Прокопцев в 1938 г. изобразил щуку и молочного поросенка с банкой майонеза. Но при переносе на брандмауэр эти животные превратились в ужасающих монстров, что вряд ли увеличило объемы продаж рекламируемого продукта.

Союзпищепромреклама

В постсталинские времена советское правительство и партия декларировало свою озабоченность слабым развитием рекламы в стране. Но все предпосылки для этого были уничтожены самой советской властью. Не существовало внутреннего рекламного рынка, на котором бы разные рекламные службы конкурировали между собой. Рекламопроизводство сосредоточилось в руках государства, которое решало, что рекламировать и каким образом это делать. В 1956 г. в СССР пассажиров начали перевозить на первых в мире гражданских реактивных самолетах Ту-104. Чтобы стимулировать граждан к авиаперелетом стартовала масштабная рекламная кампания. Главный слоган – «Летайте самолетами Аэрофлота!» выглядел, по меньшей мере, странно. Ведь конкурентов у этого монополиста на рынке никогда не существовало. Но лозунг этот исправно растиражировали на множествах рекламных банеров в разных городах СССР. В 70-х развернулась мощная рекламная акция в поддержку креветочной пасты "Океан". Организовали открытые дегустации для покупателей, Прилавки и витрины магазинов оформли плакатами и крупноформатными ценниками. Над первым молодежном кафе Москвы «Лира» расположили новинку - газосветный брандмауэр из разноцветных неоновых трубок со сложной программой свечения и с броской надписью «Океан».

нестандартная реклама ссср

Народ и партия едины! В СССР вялая наружная реклама товаров и услуг резко контрастирует с масштабной политической рекламой. С каждым годом лозунги и лица вождей увеличивались, пока не достигли гигантских размеров.

политическая наружрая реклама

наружная полит реклама

Массовые праздники на главных площадях советских городов появились уже в 20-х гг. Главная их задача – агитация и демонстрация единства партии и народа. Самый важный красный день календаря – очередная годовщина октябрьской революции. В 1927 г. особенно помпезно празднуют ее 10-летие. Одна из новинок - световое шоу с надписью «Х лет» и лозунгом «Профсоюзы – школа коммунизма». А в 1932 г. впервые украсили кремлевских стены разными рекламными панно с лозунгами и портретами вождей. С тех пор это – неизменная советская традиция.

Наружная реклама советских вождей

наружная реклама компартии

рекламные баннеры

В 1957 г. отмечали 40-летие октябрьской революции. Впервые за послевоенные годы Красную площадь украсили двумя огромными монументальными тематическими брандмауэрами, символизирующими “освобождение народа в 1917 году от цепей капитализма и торжество мирного свободного труда”. Во время празднования 100-летия со дня рождения Ленина в 1970 г. появляются гигантские рекламные баннера с изображением вождя, площадью более ста квадратных метров, расположившиеся на фасаде гостиницы “Ленинградская” и на здании института “Гидропроект”. Для столпов марксизма-ленинизма – Маркса, Энгельса и Ленина – даже придумали специальную технику «сухой кисти» для изготовления брандмауэра. Она устойчивая к любой погоде и позволяла свободно моделировать форму и использовать растушевку и светотень для выявления объемов, сочетать штриховку, пятно, живописные и графические приемы. К столетнему юбилею Ильича использовали так называемые “стереоскопические” портреты вождя, дающие на большом расстоянии иллюзию пространственности. Графический или живописный портрет с учетом расстояния и точки осмотра, разрезали на узкие вертикальные полосы, вынимая каждую вторую из них. Из вынутых и оставшихся полос образуются уже два изображения. Они и размещались с незначительными промежутками между полосами, на большой высоте, скрадывающей недостающие фрагменты. Эти “пустоты” с расстояния создавали вертикальный растр, придающий изображениям ажурность и прозрачность. К восьмидесятым годам некоторые такие рекламные панно достигали размера в тысячу квадратных метров.

Брандмауэры вождей в Киеве

В Киеве брандмауэры вождей разной величины и техники исполнения чаще всего встречались в центре города на Крещатике (здание горисполкома и главпочтамта) а также на площади Октябрьской революции (современный Майдан Независимости) – на консерватории, гостинице «Москва» (современная «Украина»), и в глубине площади (в районе современного Макдональдса).

Брандмауэры вождей центер Киева

Брандмауэры вождей на Крещатике

На Европейской площади (до 1961 г. – площадь Сталина) возле Филармонии киевлянам длительное время «любовались» огромным панно, изображавшим Иосифа Виссарионовича. А на проспекте Науки до сих пор наблюдают мозаичный и в чем-то демонический брандмауэр с изображением Ленина. Время от времени творцы крупноформатной рекламы подстегивали общественный энтузиазм с помощью жизнеутверждающих плакатов о прекрасном настоящем и не менее радостном будущем. Рисовали эти полотна вручную на полу специального цеха, на комбинате живописных работ “Мосгороформления”. Встречались брандмауэры в сложной технике граффито или мозаики. Один их них с лозунгом “Мы строим коммунизм” был вывешен на Добрынинской площади Москвы.

Наружная реклама в ссср

Шедевром считается огромная мозаичная реклама на глухих фасадах домов в Киеве на проспекте Победы между ЗАГСом и станцией метро «Политехнический институт». Они символизируют гармоничную симфонию труда и призывают к защите мира. Засилье нестандартной наружной рекламы припало на время Олимпиады-1980. Главный герой брандмауэров - знаменитый олимпийский мишка. Его дополнили изображения спортсменов и броские лозунги такие как «Мир, спорт, дружба!».

Брандмауэр мир, спорт, дружба

Брандмауэр олимпиада 1980

Сейчас операторы наружной рекламы возвращаются к советским традициям. Только вместо вождей, рабочих и крестьян с брандмауэров глядят на нас счастливые обладатели автомобилей Suzuki или KIA. Но время не стоит на месте. Цифровые 3D технологии дают толчок к появлению нового поколения брандмауэров. Компания Samsung на историческом здании музея «Биржа Берлаге» в Амстердаме рекламировала свой новый телевизор 3D LED с помощью 3d-инсталляции. В ходе представления музей визуально разрушили, а на развалинах возродили деревья, воду, рыбок, на фоне чего показали продукт. Теперь отечественным рекламистам осталось взять то лучшее, что было в дореволюционном и советском брандмауэре и соединить его с новейшими технологиями.

О нас

Компания "Свит Аутдор Медиа" - оператор наружной рекламы, работающий на рынке Украины с 2006 года. Мы специализируемся на размещении крупноформатной и нестандартной наружной рекламы:

На сегодняшний день компания Свит Аутдор Медиа является одним из лидеров рынка крупноформатной рекламы в городе Киеве, в адресную программу которой входят порядка 100 эксклюзивных крупноформатных рекламных объектов.
Креативные решения нашего коллектива никого не оставят равнодушным!

Услуги

  • Размещение рекламы на брандмауэрах
  • Реклама на фасадах и на крышах зданий
  • Реклама на медиафасадах
  • Производство и размещение нестандартных рекламных конструкций
  • Осуществление индивидуальных рекламных заказов