Такая разная "наружка"

Тенденции развития и тренды рынка наружной рекламы в Украине

В прошлом году украинской наружной рекламе «стукнуло» 20 лет. Ведь первый билл-борд в стране установили в далеком 1993 г. С тех пор рынок “наружки” переживал как взлеты, так и падения. На данный момент в среде наружной рекламы четко различают такие направления: outdoor – собственно «наружка», indoor – реклама вне дома, но в помещении, реклама на транспорте и транзитная реклама (на подвижном составе). Сегодня, когда мировой тренд на рынке активно меняется, Украину также ждут изменения.

От взлета к падению

Год назад, казалось, что рынок наружной рекламы наконец-то успешно преодолел последствия кризиса. Ведь после 2008 г. цены на рынке упали в два раза. В 2012 г удалось их поднять на 20%. Крупные операторы нарастили количество рекламных конструкций. За 2012 г. их количество в Украине выросло на 5,6 тыс. (всего их насчитывалось 83,9 тыс.). При этом ни избирательная кампания, ни проведение футбольного чемпионата существенных денег отрасли не принесли.

Такие рекламоносители как брандмауэры, большие настенные рекламные конструкции и другие объемные рекламные конструкции также успешно осуществляют свою функцию. Причем часто их используют не только для коммерческой, но и для социальной рекламы. Характерный пример огромный брандмауэр «Як тебе не любити, Києве мій!» на Броварском проспекте столицы в районе метро «Левобережная».


Несмотря на все сложности, рынок брандмауэров растет ежегодно на 20%. Другое дело, что существует дефицит плоскостей под размещение рекламных баннеров, который в ближайшее время вряд ли исчезнет.

Первое полугодие 2013 г. ознаменовалось трудностями в отрасли наружной рекламы. В Киеве, например, тарифы повысили на 40-50%. Наблюдался простой многих плоскостей. Занятость составляла в среднем 70% по рынку. Таким образом, за первое полугодие отрасль вышла, примерно, на прошлогодние показатели. Второе полугодие в связи с нестабильностью в стране тоже не принесло успехов рынку “наружки”.

В канун Нового года КГГА сообщила о повышении тарифов на наружную рекламу в Киеве на 20%. В связи с этим эксперты прогнозируют рост стоимости для рекламодателей на уровне 7-8%. В тоже время, бурные политические события вселяют в игроков рынка не только уныние, но и определенный оптимизм. Ведь перспектива близких выборов всегда оживляет рынок наружной рекламы.

Сегодня (по состоянию на декабрь 2013 г.) на рынке полностью доминируют конструкции 6х3 (61%). Другие форматы существенно отстают по количеству плоскостей. Формат 1,2х1,8 занимает 27%, форматы 5х1 и 4х3 по 3%, 3,1х2,3 – 1%, прочие – 5%. Первенство на рынке наружной рекламы естественно держат города-милионники – Киев, Донецк, Харьков, Одесса, Днепропетровск, Львов.

Среди категорий превалирует торговля, социальная реклама, развлечения и автотранспорт. Говоря конкретно о торговых марках, это Эпицентр, Эльдорадо, LIFE, COMFY.

Концентрация рынка – еще одна тенденция последних лет. Крупные компании объясняют это тем, что, мол, рекламным агентствам и небольшим рекламодателям проще работать с несколькими крупными операторами, чем со множеством мелких. Идеалом для крупных игроков является ситуация, когда 3-5 компаний контролируют рынок. Но при этом концентрация плоскостей в руках нескольких фирм неминуемо приводит к существенному повышению цен на размещение рекламы.

Законодательные страсти

В 2013 г. головной боли участникам рынка наружной рекламы добавили парламентарии. И все благодаря законодательным инициативам народных избранников. Разговоры о том, что наружная реклама провоцирует дорожно-транспортные происшествия в ходу уже давно. В прошлом году МВД подхватило этот месседж, разработав законопроект, который фактически предусматривал демонтаж 90% наружных рекламных конструкций в стране. Его авторы предложили запретить размещение наружной рекламы над проезжей частью автодорог общего пользования, а также на расстоянии менее 10 м от края проезжей части, на опорах дорожных знаков и фонарей, в зонах транспортных развязок, мостов и “местах концентрации дорожно-транспортных происшествий”. Реализация этих намерений нанесла бы рынку тяжелейший удар. Ведь сегодня в Украине над дорогами размещено больше 40 тыс. рекламных конструкций. Речь идет о рынке объемом 1,2 млрд. грн.

К счастью, эта инициатива еще не одобрена народными депутатами. Социологические исследования же показали, что “наружка” не является существенной причиной дорожно-транспортных происшествий. Лидирует состояние дорожного покрытия, а также культура поведения водителей и пешеходов.

Но в Раде зарегистрированы и другие законопроекты, которые могут повлиять на рынок наружной рекламы. Один из них предусматривает сокращение срока действий на установку конструкций. Также авторы предлагают увеличить число необходимых документов для получения этого разрешения почти в два раза. В том числе план размещения рекламной конструкции и топографо-геодезическую съемку с привязкой к стационарному объекту. На сегодня ни этот, ни альтернативный законопроект рекламистов пока не был рассмотрен парламентом.

А как у них?

Западный мир в широком смысле этого слова стремительно осваивает цифровые технологии в крупноформатной и другой наружной рекламе. Если на западе несколько лет назад таким пионером стали США, то на Востоке – Китай. Главный тренд – это движение от технологий Outdoor (на открытом воздухе) к формированию системы Out Of Home (вне дома). Собственно Digital Out-of-Home (цифровая наружная реклама) является подвидом, который сегодня торжествует на Западе. Технологичность и интерактив – главный девиз его победоносного марша. С каждым месяцем количество цифровых поверхностей “наружки” возрастает, хотя, естественно, что “цифра” еще далека от полного доминирования. Меняется не только форма, но и механизмы поиска своих клиентов. Микротаргетирование в “наружке” для Запада уже привычное дело. Главное понять, что ждет потребитель от общения с наружной рекламой. По этому вопросу компания Kinetic World Wide провела в Лондоне соцопрос, получив следующие результаты:

• 47% хотят скидок в близлежащих магазинах;
• 28% желают найти информацию о путешествиях и интересных акциях там, где они в этот момент находятся;
• 20% были бы рады анонсам из других СМИ;
• 19% склонны к развлекательному контенту и к ссылкам на интересные сайты;
• 19% интересует, что будет происходить в разных районах города на выходные и праздники;
• 17% желают загрузить в свой мобильный девайс клипы, трейлеры, компьютерные игры.

Эксперты прогнозируют, что в будущем наружная реклама продолжит трансформацию. Вместе с интернет-пространством она превратится в главное средство коммуникации с потребителем. Но реклама на улицах превратится в некие коммуникационные точки, дающие человеку доступ к определенной информации.

Такие примеры во множестве присутствуют в западных странах. Например, в Великобритании компания McCain демонстрирует вкусовые качества испеченного картофеля с помощью специальной объемной рекламной конструкции. Прохожий нажимает кнопку и муляж картошки подогревается, источая приятный аромат идентичный с запахом настоящего картофеля.

Компания Nestle с помощью микрочипа осуществила удачную акцию по рекламе своего шоколада. Акция под названием «Мы найдем тебя» прошла на ура. Шесть шоколадных плиток оснастили GSM-чипом. Покупатель имел возможность проверить ее с помощью наружной рекламной конструкции. Если плитка была выигрышной, рекламный носитель активировал специальную команду и счастливчик получал приз – 10 тыс. фунтов стерлингов.

В Париже производитель духов Armani на автобусных остановках установил специальные диффузоры. Чтобы ощутить аромат продукта достаточно прикоснутся к специальной сенсорной кнопке.

Если подытожить, то основные мировые тенденции можно свести к следующим пунктам:

- Переход от статики к динамике;
- Существенное улучшение качества изображений, как на внутренних, так и на наружных системах и расширение мест размещения;
- Существенное расширение функционала – данные комплексы и сети теперь не только чисто рекламные, а являются частью городской информационной среды (вне дома) и выполняют функции оповещения новостного-информационного обеспечения городских программ.
- Однозначная тенденция к объединению различных сетей, прежде всего по
управлению и фактическому формированию нового цифрового масс-медиа – – публичного городского телевидения.
- Внедрение технологий доверенной трансляции и доверенных отчетов, уход от фото отчетов в область цифровых отчетов
- Новые инновационные виды подачи цифровых материалов, в том числе, с
использованием интерактивных методов наружной рекламы
- Информационное обеспечение мероприятий политического, социального
правоохранительного характера, системы городского оповещения нового типа.


Галерея изображений

О нас

Компания "Свит Аутдор Медиа" - оператор наружной рекламы, работающий на рынке Украины с 2006 года. Мы специализируемся на размещении крупноформатной и нестандартной наружной рекламы:

На сегодняшний день компания Свит Аутдор Медиа является одним из лидеров рынка крупноформатной рекламы в городе Киеве, в адресную программу которой входят порядка 100 эксклюзивных крупноформатных рекламных объектов.
Креативные решения нашего коллектива никого не оставят равнодушным!

Услуги

  • Размещение рекламы на брандмауэрах
  • Реклама на фасадах и на крышах зданий
  • Реклама на медиафасадах
  • Производство и размещение нестандартных рекламных конструкций
  • Осуществление индивидуальных рекламных заказов